Самая большая подводная лодка была разработана по проекту ЦКБМТ «Рубин» в Санкт-Петербурге, задание на проектировку субмарины вышло в 1972 году. По классификации НАТО «Акула» считается тяжелым ракетным подводным крейсером стратегического назначения 941 проекта.
Главным конструктором лодки стал С. Н. Королев. «Акула» стала ответом на производство ПЛАРБ типа «Огайо».В сравнении не сложно заметить, что США и СССР соперничали между собой, и «Акула» явное доказательство этого. Строительство самой большой подводной лодки было частью холодной войны.
Размер подводной лодки имеет большие минусы. Например, долгий процесс закачки и выкачки воды из резервуаров. Но размер обусловлен тем, что по проекту с «Акулы» планировался запуск межконтинентальных баллистических ракет Р-39 с твердым топливом и тремя ступенями. По сравнению с «Огайо», ракеты Р-39 были намного выгоднее, эффективнее и больше.
Характеристики подводной лодки «Акула»:
Длина: 172 метра;
Ширина: 23,3 метра;
Надводное водоизмещение: 23200 тонн;
Подводное водоизмещение: 48000 тонн;
Осадка: 11 метров;
При этом «Акула» имела 120 суток автономной работы и экипаж на 160 человек, подводную скорость в 25 узлов, надводную – 12 узлов, рабочую глубину погружения – 380 метров. Максимальная глубина погружения составляла 500 метров.
В связи с договором ОСВ-2, было решено утилизировать три из шести подводных лодок «Акула» в связи с невозможностью производить ракеты Р-39, которые являются основным вооружением субмарин. Также на принятое решение повлияло отсутствие средств на содержание подводных лодок – 300 000 000 рублей в год. Седьмой корабль было решено не достраивать.
Одним из вариантов стало использовать субмарины в мирных целях, в роли подводных лодок для снабжения Норильска. Также есть цель переоборудовать в танкеры. Но эти цели не были достигнуты.
Процесс утилизации сложен и требует много времени и средств. На утилизацию одной «акулы» уходит 10 000 000 долларов. Таким образом, был утилизирован ТК-202; ТК-12, ТК-13 находятся на утилизации.
На сегодня было принято решение утилизировать все подводные лодки данного типа, так как модернизация, которую планировалось провести, слишком дорогостоящая.
Как видно из принятых решений об утилизации и отказах от модернизации, самая большая подводная лодка «Акула» останется только на страницах истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий