12 августа 2020 г.

Deep Purple - Whoosh! (2020)

Deep Purple - Whoosh! (2020)

– Whoosh(в переводе «свист» или «чёрт возьми!») – это звукоподражательное слово, которое, если смотреть через один конец радиотелескопа, описывает преходящую природу человечества на Земле. И с другой стороны, с более близкой перспективы, иллюстрирует карьеру DeepPurple, – рассказывал фронтмен группы Иэн Гиллан.

Deep Purple new album 2020

Трудно новому альбому старых рок-героев находить симпатии, если большинство меломанов всегда считали «подлинными» только первые работы любимых коллективов, максимум до первой серьезной перестановки в их составах. Британские рок-герои Deep Purple – видимо, единственное исключение из этого правила, но и они в последнюю четверть века не избежали у нас разговоров на тему «группа уже не та». Не избежит подобных суждений и новейший альбом группы «Whoosh!». Однако, если вслушаться в новинку с позиции эксперта, становится понятно, что эта работа – хорошо действующая инструкция по выживанию группы-ветерана в современных условиях работы шоу-бизнеса и все большего и большего дробления слушательской аудитории. Обязательный пункт этой инструкции – наличие у группы продюсера-единомышленника, также освоившего все студийные премудрости с полвека назад.

Даже сейчас очень трудно оценивать работы объективно великих и неизменно популярных в России групп взглядом в направлении заграницы – никто из нас, вошедших в мир рок-н-ролла именно с песнями Deep Purple еще в 70-е, не свободен от инерции мышления. То есть для многих из нас любой альбом английского квинтета до сих пор кажется важным художественным заявлением, преисполненным какого-то гигантского и не всегда понятного значения. Но в 2020 году пора отдавать себе отчет в том, что Deep Purple были и остались не какими-то сверхгероями, а одной из лучших рок-групп 70-х, не лишенных в том числе слабых сторон. Конечно, ни в России (и шире – в странах бывшего СССР), ни в Японии над этим не принято задумываться, но вспомните сами, мало ли было у Deep Purple необязательных, выразимся так, альбомов? Конечно, необязательность эта была самого разного рода, иногда происходившая от утери взаимодействия в коллективе или полного равнодушия к результатам творчества – как то происходило с альбомами «Who Do We Think We Are» (1973) и «The Battle Rages On» (1993) соответственно. Но, когда группа находится на сцене 52 с лишним года, пусть и в перерывом на 8-летние (1976-1984) каникулы, можно уже никому ничего не доказывать, а просто писать такие песни, какие пишутся, и исполнять их так, как руки на грифы и клавиатуры ложатся. Вряд ли музыканты Deep Purple ставят ныне перед собой цель по созданию сногсшибательных хитов – их у группы и так немало, и работы состава как минимум с 1998 года можно описать никого не обижающим словосочетанием «очередной альбом».

Но каждому заинтересованному персонажу, от музыкантов Deep Purple до экспертов и рядовых поклонников хочется, чтобы каждый очередной альбом группы отвечал лично их звуковым представлениям о том, что это такое – великая группа в текущий момент времени. И тут, не будем кривить душой, у позднего Deep Purple до последних лет существовали изрядные проблемы. Бас-гитаристу Роджеру Гловеру, бывшему на протяжении 1984-1998 годов основным продюсером группы, под конец этого периода начало почему-то казаться, что коллективу необходим сторонний продюсер со свежим взглядом на музыкальный материал. Да, американский продюсер Майкл Брэдфорд был и остался большим профессионалом, но его покусительство на сам звук Deep Purple ничего, кроме удивления, не вызывал. И если альбом «Bananas» (2003) еще вытянул свою порцию материального уважения за счет материала, то «Rapture Of The Deep» (2005) оказался полным провалом. В результате группа удалилась от студийной работы почти на восемь(!) лет, и вернулась к ней совершенно другим с точки зрения мироощущения через свой звук коллективом.

Перемен в составе не было, но альбом «Now What?!» (2013) оказался спродюсирован патриархом шоу-бизнеса, канадцев Бобом Эзрином, на счету которого – важнейшие рок-альбомы 70-х, в том числе сильно не последние работы Элиса Купера, Kiss и Pink Floyd. Именно позитивная «опрокинутость» Эзрина в ретро-звучание и прекрасная память о том, как оно достигается, обеспечила «Now What?!» теплый прием публики, даже несмотря на то, что с хитами на альбоме было не густо, и вообще он производил впечатление сольного ретро-альбома вокалиста Яна Гиллана. Но на дворе стояли уже 2010-е, и ретро-звук был в цене, тем более выстроенный специалистом такого калибра. На предпоследнем альбоме Deep Purple «Infinite» (2017) звучание оказалось несколько более облагороженным, но сейчас Боб Эзрин и музыканты снова полностью окунулись в ретро-саунд, который хочется приписать даже не началу 70-х, а концу 60-х годов.

Нежелание никому ничего доказывать, а просто играть музыку в свое удовольствие и наслаждаться статусом рок-легенды в полной мере описывается недавним высказыванием Роджера Гловера: «Мы не собираемся делать громких заявлений об уходе на покой, а просто констатируем, что каждый из наших альбомов может оказаться последним». Будет это «Whoosh!» или какая другая работа – неведомо, но в целом новинка необычайно греет душу слушателя со стажем именно своим бесстыдно архаичным звучанием, придающим ему сходство аж с тремя первыми альбомами Deep Purple (1968-1969).

Дело не только в том, что здесь оказалась переаранжированная и перезаписанная версия инструментальной пьесы «And The Address», открывшая в 1968 году альбомную дискографию квинтета. Ведь в контексте альбома прекрасно слушается и поднятый в миксе вокал Гиллана (ну будто на широкую аудиторию эти песни рассчитаны, как в совсем былые времена!) и ежетактные блюз-роковые банальности в партиях гитар и клавишных Стива Морса и Дона Эйри. Совершенно необходимо похвалить музыкантов и продюсера за подлинно драматургическую выстроенность песенной программы – концентрация «почти хитов» в начале альбома (в том числе боевых номеров «Throw My Bones» и «No Need To Shout» и удивительного блюзового вальса «Nothing At All») компенсируется некоторым эмоциональным провалом во второй части программы – что ж, расслабиться после дозы громкой музыки никому не вредно. А в замыкающей альбом «Dancing In My Sleep» музыканты экспериментируют с некими клавишными созвучиями, очень модными так для года 1973-го.

Да, не удивляйтесь, «Whoosh!» звучит никак не современнее классического «In Rock» (1970), но в этом и сила, и пример альбома – пример для всего старшего поколения музыкантов. Такой материал даже классическим хард-роком не назовешь – это воистину хард-рок для самых взрослых, попутно сообщающий нам о том, почему у совсем молодых ретро-групп не получается достоверный ретро-звук. Что ж, настоящий ретро-рок – он, видимо, не для исполнения молодыми музыкантами. Ведь все, что вам нужно – это музыканты-ветераны и понимающий их с полуслова продюсер, и наоборот. А звучание «Whoosh!» – это настоящий аргумент против mp3-файлов и низкобитного потокового аудио цифровых сервисов и за физические носители. Похвально, что музыканты Deep Purple даже в почтенном возрасте и не самым обязательным альбомом сразу сообщают человечеству о столь многом. Ну и радуют слух своих старых поклонников, само собой.


Whoosh! Tracklist:
01. Throw My Bones
02. Drop the Weapon
03. We’re All the Same in the Dark
04. Nothing at All
05. No Need to Shout
06. Step by Step
07. What the What
08. The Long Way Round
09. The Power of the Moon
10. Remission Possible
11. Man Alive
12. And the Address
13. Dancing in My Sleep

Комментариев нет:

Отправить комментарий