11 июля 2017 г.

немного старой Риги (перемешано предумышленно)

1963


Домская площадь
Smilsu iela
Собор был основан 25 июля 1211 года. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Общая высота башни с барочным куполом составила 90 метров.




улица Валню
Домская площадь
ул.Кр.Барона
Жилой район Кенгарагс на берегу Даугавы
Возле рынка и автовокзала
Колонна немецких военнопленных проходит мимо железнодорожного вокзала Риги. 1944
1934
Торжественная церемония освящения часовни Александра Невского 
В 1889 г. на Привокзальной площади в Риге открылась новая часовня Св. Александра Невского в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе.
Проект будущей часовни разработал архитектор из Тарту Алексей Кизельбаш. В качестве образца он избрал русские церкви XVII века. Как и принято в русской православной среде, средства на её постройку собрали рижане. Среди жертвователей были не только известные купцы – Гусев, Трофимов, Климов, но и самые обычные горожане. Первый камень в основание строения заложили 4 июля 1889 г., а уже в октябре того же года здание было готово и освящено в честь Св. Александра Невского, который считался небесным покровителем императора.
Общий вид часовни представлял как бы форму трёхъярусной пирамиды, на которой восемь нижних главок оттеняли центральную главу и сообщали ей большую рельефность. Её стены были богато декорированы: в кокошниках на фасаде выложили мозаику с изображениями святых и ангелов; филигранные гранитные колонны обрамляли окна часовни; позолоченную крышу венчал православный крест; стены, покрытые изразцовой плиткой, разделялись пилястрами. В нишах первого этажа поместили мраморные кресты. 
Это небольшое здание стояло прямо напротив главного фасада Двинского вокзала на улице Гоголя. Входили в часовню со стороны вокзала, а на её обратной стороне сделали надпись, рассказывающую о чудесном спасении императорской семьи.
После ПМВ молебны о царской семье перестали служить, а надписи о чудесном спасении семьи Александра III предпочли замазать. Оставили лишь надпись «С нами Бог». Часовня была включена в активную церковную жизнь Риги: здесь проходили частные богослужения, собирались пожертвования, совершались крёстные ходы на церковные праздники. Часовня была приписана к женскому Троице-Сергиевому монастырю на улице Кр. Барона.
Снесена в 1925 г.
Часовня Александра Невского перед вокзалом. 1890
Новое здание вокзала в Риге. 1911 
С активным расширением железнодорожной сети и увеличением потока поездов здание вокзала в Риге очень быстро стало тесным. Городское собрание решает увеличить здание вокзала и добавить к нему подъездных путей. Здание перестраивают по проекту архитектора Генриха Шелла. К зданию старого вокзала добавляют два трехэтажных крыла и оборудуют более удобный зал ожидания.
Привокзальная площадь. 1922
Вокзал в Риге. 1925 
Одна из редких фотографий, на которой можно увидеть весь комплекс зданий вокзала. Вскоре, в 1928 г., на месте площади в центре снимка построят здания магазинов и вокзальные кассы.
Вокзал в Риге. 1936 
Здание вокзала с обратной стороны. Сегодня на этом месте стоит здание поездов дальнего следования. Тоннелем под перронами мы пользуемся и ныне.
Купол часовни Александра Невского во время сноса. 1925
Об остатках часовни забыли на 10 лет и вспомнили лишь тогда, когда возводили часовню-памятник архиепископу Иоанну Поммеру на Покровском кладбище: «Комиссия по увековечиванию памяти архиепископа Иоанна (Поммера) во главе с протоиереем И. Свемпом и архитектором В. Шервинским посетила вчера Гарнизонное кладбище у железной дороги станции Браса, где сложены остатки материалов бывшей привокзальной часовни, среди которых имеется много ценных мраморных и гранитных колонок, а также византийского стиля майоликовых пластин, которыми было выложено внутреннее убранство прежней часовни. Эти материалы в ближайшие дни будут перевезены в Синод и использованы потом для часовни-памятника архиепископу Иоанну Поммеру, в том числе и мраморный крест», – пишет газета «Сегодня» в 1935 г.
До наших дней дошло лишь несколько фрагментов часовни: один из мраморных крестов с фасада, да несколько икон. 
Стоянка для автомашин и извозчиков на месте часовни Александра Невского. 1925.
В первых числах августа 1925 г. был взорван фундамент часовни Александра Невского. В его руинах нашли коробочку с царскими монетами и табличку с именами тех, кто жертвовал на часовню: Гусев, Трофимов, Климов и многие другие. 
В августе же на месте часовни появилась стоянка извозчиков и автомашин, а тем временем «перенесённая» часовня представляла собою кучу обломков на русском Гарнизонном кладбище. Глыбы камней, остатки мозаичных украшений, крыша и просто отдельные кирпичи валялись бесформенной грудой на земле. Денег на восстановление часовни не было.
1970-е годы. Иманта. Улицы Я. Петерса и Слокас. Средняя школа № 78. Магазин "Мавзолей"
Открытие здания нового вокзала приурочили к 20-летию Советской Латвии (21 июля 1960 г.). Архитектура нового здания была выдержана в характерном стиле монументализма. Для внешней отделки использовался светлый известняк из подмосковных карьеров. Активную помощь при отделке фасада рижским строителям оказали московские метростроевцы. Впервые за строительную историю Риги при возведении вокзала была использована алюминиевая отделка. Внутри оборудованы удобные и большие залы ожидания, есть парикмахерская, буфет, почта, багажные отделения, комната матери и ребенка, специальное помещение для беременных, комнаты для маленьких детей. При отделке внутренних помещений архитекторы использовали новые средства выражения. Богато использован уральский мрамор, украинский гранит, опилки натурального дерева, стекло, алюминий, пластмасса.
Стоянка такси у вокзала. 1954
Автомобильная стоянка перед новым зданием центрального рижского вокзала. 1961-1964
Вид на рижский вокзал с улицы 13 Января. 1963
Двинский вокзал. 1914
Рижский вокзал и привокзальная площадь. 1965
Выход из тоннеля к вокзалу. 1954
Реконструкция вокзала. 1958-1959. Вплоть до 1957 г. рижане продолжали привычно пользоваться вокзалом, который был построен еще в 1889 г. В 1957 г. МПС СССР и Управление железных дорог ЛССР согласовали проект реконструкции рижского вокзала. Работы по проектированию велись в Государственном институте транспортного проектирования в Ленинграде.
Открытие троллейбусной линии возле вокзала. 1949. Транспорт шел по маршруту №3 "Станция Рига - улица Лаувас"
Памятник Петру I в Риге. Открыт в Риге в июле 1910 года в честь 200-летия присоединения Лифляндии к России. На церемонии открытия присутствовал император Николай II. Памятник эвакуировали в 1915 году. Пустой постамент простоял до 1931 года. Вскоре, в 1935 году, на этом же месте открыли памятник Свободы.



Памятник Барклаю-де-Толли. 1913
Гос. театр оперы и балета ЛатССР

Строительство Рижской телебашни. 1979-1986. Высота - 368,5 метров

1987 год. Угол улиц Ленина, Меркеля и бульвара Коммунаров
Строится вантовый мост. 1976-1979. На момент открытия в 1981 году этот мост обладал самым длинным вантовым пролётом в СССР, и 8-м по длине в Европе

Музей революции. 1971. Восстанавливается купол собора св. Петра.
Общий вид и центральный вестибюль гостиницы "Латвия", 1981










Фотографическое и художественное заведение на Елизаветинской улице. 1900-1910
Интерьер Свято-Троицкого собора. 1985
Рижский Троицкий кафедральный собор построен в 1876-84 гг. Арх. Роберт Август Пфлуг. Сооружение собора было завершено к концу 1883 года. Следующим летом здание обнесли железной ажурной оградой и внутри разбили сквер. 24 апреля здание было передано в духовное ведомство, а 28 апреля 1884 г. состоялось освящение. 
В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок стараниями архиепископа Иоанна (Поммера), обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги. Новый удар нанесла вторая мировая война. Опять разорение и воскрешение собора вновь. После войны шла обычная духовная жизнь. Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 г. собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобетоном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, уничтожая роспись. В 1962 г. по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой кресты на соборе были спилены, а сам храм превратили в планетарий. 
Кафедральный собор вернули Церкви только в июле 1991 г. 6 января 1992 года, совершилось первое богослужение.

Здание старого железнодорожного вокзала. 1954
Рижский вокзал. 1920-1929
Земгальский мост. 1941
церемония открытия в столице Лифляндской губернии прошла 4 июля 1910 года в честь двухсотлетия со дня вступления в Ригу армии Петра Первого. Это был монумент в классическом стиле и украшал его девиз «Война и мир». Работы начались в 1909 г. и уже в течение года все было завершено. На праздник прибыл Император Николай II, со своим августейшим семейством. Царская яхта «Штандарт» бросила якорь напротив Рижского замка. Её почетный конвой осуществлял крейсер «Аврора» (знаменитый в дальнейшем). На Александровском бульваре (ныне ул. Бривибас), была устроена трибуна на более чем 1000 гостей. Под грохот орудийной пальбы с памятника спала пелена и он открылся для всеобщего обозрения.
1935-1939

1975-1976
Перекресток Troksnu iela и Aldaru iela . 1905-1917
Бривибас, 37. 1930-1940
Riga 37 passing under main Railway at Pragas iela on 28 February 1978. Probably a Riga Wagon Works RVZ-6 PCC type tram built in 1960's.

Lenina iela. 1987
Церковь святого Петра. 1969
Улица Кришьяна Барона
30.06.1941
Подбитый советский легкий танк БТ-7 в Риге на улице Марсталю (Marstaju, Конюшенная). Позади танка на правой стороне улицы видна Рижская евангелически-лютеранская церковь братьев-реформатов (улица Марсталю, дом 10).

Межапарк. Бывший зимний каток. 1955-1958
Улица Кирова. 1976-1977
Кинотеатр Спартак, был перестроен в 1968 году. В 80-х переоборудован в единственный в Риге стереокинотеатр. При входе зрители получали специальные картонные очки с окулярами разного цвета; рижане и гости выстраивались в очередь у кассы, чтобы посмотреть это чудо.
Римско-католическая церковь Святого Альберта.
Император Николай II (в центре) благодарит коменданта Усть-Двинской крепости за службу на плацу после смотра воинских частей; справа - командующий XII армией генерал от инфантерии В. Н. Горбатовский.
Посещение императора Николая II и наследника цесаревича Алексея Николаевича Рижского укрепленного района. 28-29 октября 1915
Пригородный зал Центрального вокзала в Риге

6 сентября 1917 г. немецкая армия устроила в Риге грандиозный военный парад. Войска прошли маршем по улице Александра Первого (ныне Бривибас), по Эспланаде и другим центральным улицам. Смотр войскам был устроен на эспланаде, хотя начиналось победное шествие с Ратушной площади.

Парад немецких войск на эспланаде в Риге в сентябре 1917 года
Визит кайзера Вильгельма II в Ригу
Парад немецких войск в Риге в сентябре 1917 года

Германские войска на эспланаде в Риге в сентябре 1917 года
Рига во время первой немецкой оккупации


ул.Кирова. 60-е годы 20 века. Будний день. Вдалеке новостройка гостиницы Латвия.
Выход к платформам из зала ожидания рижского вокзала. 1961
Пороховая башня - единственная сохранившаяся до наших дней башня, элемент системы городского укрепления Риги, в наши дни являющаяся филиалом Военного музея Латвии.Впервые в летописном источнике башня упомянута в 1330 году в связи с покорением города войсками Ливонского ордена. Специально для магистра Эберхардта фон Монгейма пушечным выстрелом было проделано отверстие в крепостной стене, через которое сюзерен с помпой въехал в заново покорённую Ригу. Членами орденского совета было принято решение усовершенствовать фортификационную систему города, и в том месте, где исторически значимая Большая Песчаная дорога входила в пределы городского центра, была воздвигнута башня, получившая название по особенностям окружающего рельефа - Песчаная. Существует предположение, что башня появилась раньше орденского завоевания, в конце XIII века. Название башни было связано в том числе и с тем, что дельту реки Риги обрамляли протяженные песчаные дюны. По ним торговый путь получил свое название, а впоследствии - башня и бастион. Изначально она имела подковообразную, «открытую» форму, но уже в середине XIV столетия она была перестроена и обрела цилиндрическую форму, которую сохранила до сегодняшнего дня. В средневековый период башня охраняла город с севера, представляла собой стратегически очень важный пункт обороны, преимуществами которого пользовались сменявшие друг друга правители города.
Первоначально, в ранний период истории города, Песчаная башня ограничивала так называемое Русское подворье (нем. Russische Dorf), территория которого простиралась до того места, где теперь располагается здание парламента ЛР (Сейма). Соседняя башня получила название Русской — по району, где проживали русские ремесленники и останавливались псковские и полоцкие торговцы. Этот район упоминается уже с 1212 года. Всего средневековый город охраняли 28 башен, в разные времена они приобретали разные названия. Что касается Песчаной башни, то уже во время следующей перестройки, состоявшейся по указаниям магистра Ливонского ордена, она была перестроена в шестиэтажную, а между пятым и шестым этажами мастерами фортификационного дела была обустроена специальная «кладовая для ловли ядер». Это хитроумное помещение состояло из перекрестно расположенных дубовых и сосновых бревен, которые «захватывали» летевшие сверху снаряды, которые «консервировались» в проёмах между бревнами. Однако, несмотря на эти фортификационные ухищрения, башню не удалось спасти от разрушения во время боевых действий Шведско-польской войны в 1621 году. Тем не менее, в шведские времена был принят план реорганизации системы городских укреплений и башня была отстроена. Возможно, именно после военных событий башню стали называть Пороховой. Часто публикуется следующая версия происхождения нового названия — якобы башню в относительно мирное время приспособили для хранения пороха, однако эта версия кажется не совсем логичной, ведь если бы в башню, в которой сосредоточены запасы пороха, попал снаряд, то город волей-неволей взлетел бы на воздух. Более состоятельной кажется версия, по которой башня получила свое название из-за клубов дыма от разрывавшихся снарядов во времена осады города противником. Тем более, что снаряды атаковали её многократно: первый раз это произошло в 1656 году во время осады города войсками русского царя Алексея Михайловича во время Русско-шведской войны. Тогда в башню угодило 9 ядер. Следующую «порцию» ядер Пороховая башня получила в 1709 году, когда началась осада города армией Бориса Петровича Шереметева, военачальника русского царя-завоевателя Петра Первого, который тоже принимал деятельное участие в осаде Риги. Городская легенда гласит, что ядра по Пороховой башне были выпущены рукой самого русского самодержца, который тем самым, во-первых, лично мстил «ненавистному» шведскому городу, который в своё время оказал ему негостеприимный приём (времена губернатора Э. Дальберга), а во-вторых, дал официальный сигнал к началу осады города. В итоге Рига была взята, а три ядра с одной стороны, равно как и девять ядер с другой остались красоваться на стенах башни. На самом деле все может оказаться более прозаичным: впоследствии, при перестройке башни в 30-е годы XX века ядра были вмурованы реставраторами, чтобы придать башне «военный» облик.

Дом Черноголовых (Das Schwarzhäupterhaus) - памятник архитектуры XIV века, находится в самом центре Риги. Здание неоднократно перестраивали. Во время Второй мировой войны разрушено. Восстановлено в наши дни.
Построен во время орденской оккупации (1330—1353), первое документальное упоминание в 1334 (новый дом Большой гильдии).
Немецкие солдаты проходят по разрушенному мосту в 1917 году
Первый железнодорожный мост через Даугаву, сооружён в 1872 году Рижско-Болдерайским железнодорожным обществом в связи со строительством Болдерайской железной дороги. Мост был построен про проекту братьев Струве - Аманда и Густава, это была конструкция из двух ферм с одной полосой движения. Строительство моста было поручено профессору Бессару.
Решетчатые металлические фермы моста (общим весом 360 тыс. пудов) покоились на 8 речных и 3 береговых гранитных устоях. Ширина моста — 32 фута. Мост предназначался не только для железнодорожного сообщения, которое вначале было относительно редким, но и для пешеходов. Поэтому рельсы проходили посередине моста, а по обеим сторонам от них были свободные полосы 5-футовой ширины. За плату мост использовался и для конного транспорта. В период Первой мировой войны мост был разрушен, после неё восстановлен

Церковь Александра Невского
рижская православная церковь, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Была построена в 1825 году в честь празднования победы России в Отечественной войне над «двунадесятиязыкой» армией Наполеона Бонапарта. В целом эта церковь представляет собой мемориал победы в Отечественной войне, а частным образом имя Александра Невского она получила, потому что этот святой являлся покровителем Александра I (одержавшего победу над армией захватчика) и всей царской фамилии.

Российская империя. Прибалтика. Рига. Гостиница `Империал`
Демонстрация трудящихся г. Риги в знак одобрения вступления советских войск в Латвию. Июнь 1940 г.
Демонстрация трудящихся г. Риги, посвященная принятию Латвии в состав СССР. Август 1940 г.
Члены Латвийского народного сейма приветствуют демонстрантов
Колонна солдат Латышской Народной Армии на демонстрации, посвященной принятию Латвии в состав СССР. август 1940
1944
Император Николай II у дома Черноголовых

Александровский бульвар

1910-1912
Kalkstrasse and the promenade

ул.Ленина
Агенскалнский колхозный рынок
Кинотеатр "Рига"
Кинотеатр "Спартак". Распологался в Кировском р-не г.Риги, по ул.Кирова,61. Слева от кинотеатра "Рига"
1 мая 1919 года



Комментариев нет:

Отправить комментарий