8 апреля 2014 г.

авиасекреты

10 секретов современных авиалайнеров

Авиалайнер можно назвать одним из шедевров инженерной мысли современной эпохи: он невероятно сложен и в то же время доступен для всех. Миллиарды людей ежегодно путешествуют по миру на сумасшедшей скорости и невероятной высоте, часто совершенно не задумываясь о том, как это работает.
Возможно, полёты для объединения всех наций сделали куда больше, чем что-либо ещё. И есть несколько интересных вещей, о которых мало кто знает, но при этом очень интересных.

1. Внутри двигателей есть взрывные заряды

10 секретов современных авиалайнеров
Давайте на секунду забудем, что всё крыло заполнено легковоспламеняющимся топливом (да, топливо проходит именно внутри крыла). В каждом двигателе есть один (иногда два) заряд взрывчатки, известной как пирозапал. Как ни странно, он нужен для того, чтобы двигатель не сгорел. После возгорания взрывной заряд выбивает герметичную ёмкость в двигателе, находящуюся под большим давлением, и огнезащитные химикаты тушат любой огонь внутри двигателя.
Большинство самолётов оснащены двумя зарядами, хотя, по идее, должно хватить и одного. Но если что-то пойдёт не так, то второй должен выиграть для самолёта несколько драгоценных секунд — вдруг всё же сядет. Системы пожаротушения в авиационных грузовых отсеках работают по тому же принципу.

2. Ваш самолёт может быть полуразбитым

10 секретов современных авиалайнеров
Каждая авиакомпания хочет, чтобы её самолёты летали так часто и перевозили за раз по столько людей, сколько вообще возможно. Если самолёт не в небе, денег он не приносит. Поэтому когда самолёт по каким-то причинам не может летать, авиакомпания делает всё возможное, чтобы он снова полетел как можно скорее, но полноценный ремонт может занять несколько часов или даже дней.
Поломки бывают совсем не страшными — кофейник сломается или лампочка. Но как понять, что какая-то деталь важна настолько, что самолёту нельзя без неё подниматься в небо?
Ответ есть в документе, известном как ПМО или «Перечень минимального оборудования» — в этот список вносится любой возможный сбой. Он же даст вам знать, нужно ли вам на этот конкретный самолёт, а ещё в нём говорится, что должны делать пилоты, если что-то пойдёт не так.
Хуже то, что ПМО разрешает самолёту летать, когда работает только примерно половина из стандартных систем. Да, это всё ещё безопасно, но если рабочая половина вдруг откажет, то подстраховать её нечему. В конце концов, именно старший пилот, он же капитан, решает, стоит ли лететь на этом судне. Правда, авиакомпания всегда может нанять другого, менее привередливого пилота.
В середине напряжённого летнего сезона авиакомпания не может позволить себе отправлять самолёты на ремонт, но зато может постоянно его откладывать. А это значит, что многие самолёты оснащены куда хуже, чем хотелось бы.

3. Воздух поступает в салон из двигателей

10 секретов современных авиалайнеров
Воздух в самолёте не такой, как снаружи. На тех высотах, где летают коммерческие авиалайнеры, воздух имеет тот же состав (с 20% кислорода), что и на земле. Но воздух здесь слишком разреженный для человека, чтобы дышать и оставаться в сознании.
Инженеры нашли решение — брать воздух из двигателей: они «сгущают» воздух, чтобы лететь, так что и пассажирам для дыхания хватит. Конечно, воздух внутри кабины не совсем такой, как на земле — в этом случае возникла бы слишком большая разница между давлением внутри салона и снаружи. Так что в большинстве самолётов найдена золотая середина: воздух, которым вы дышите в салоне, на земле бывает на высоте 2400 метров.
Есть и недостаток: всё, что проходит через двигатель, оказывается в салоне. Например, в случае возгорания двигателя салон затянется ядовитым дымом, или дымом от антифриза, или токсичными соединениями от сгорания смазочных масел.

4. Аварийная декомпрессия намного хуже, чем вы думаете

10 секретов современных авиалайнеров
Когда стюардессы просят надеть кислородную маску на себя, прежде чем броситься на помощь другим, они не шутят. Воздух на большой высоте настолько разрежен, что в случае полной декомпрессии ваши лёгкие не смогут обеспечить мозг достаточным количеством кислорода, так что вы потеряете сознание через 35–40 секунд в зависимости от вашего здоровья и высоты, на которой находится самолёт. В это время вы почувствуете эйфорию, головокружение и, наконец, потеряете сознание.
Вроде бы одна минута без кислорода — это очень мало, но получить дополнительный кислород нужно как можно скорее из-за возможных побочных эффектов недостатка кислорода, например, гипоксии мозга.
Что еще хуже, воздух на больших высотах очень холодный: нормальной считается температура около -60°С. Декомпрессия может послужить причиной того, что корпус начнёт разрушаться, и появится некий видимый туман, что, естественно, ввергнет многих пассажиров в состояние шока. Так что не пренебрегайте советом — сразу надевайте кислородную маску, если что.

5. Кислородные маски недолговечны

10 секретов современных авиалайнеров
Маленькие жёлтые маски работают не так, как думает большинство людей: вы можете считать, что дышите прохладным чистым кислородом как в баллоне для дайвинга, но это не так. Каждый набор из четырёх или пяти масок связан с химическим генератором — куском металла, воспламеняющимся, как только потянут за одну из масок. Горение и является источником того кислорода, которым вы дышите. Этот кислород будет вонять дымом, слегка обжигать и иметь неприятный привкус и запах.
Конечно, металл не может гореть вечно — маска перестанет работать примерно через 12 минут, за которые пилотам нужно успеть снизиться до высоты, где можно нормально дышать. В довесок ко всему прочему в маске нет фильтров и она негерметичная, а это означает, что она не защитит вас от любых испарений или дыма в салоне. Но хоть немного маска поможет. У пилотов же есть полноценные кислородные баллоны, так что они смогут нормально дышать целых два часа и, возможно, посадить самолёт в случае чего.

6. Надувные трапы работают не так, как надувные лодки

10 секретов современных авиалайнеров
Если ваш самолёт потерпел крушение в океане, вы должны сесть в тёплую и сухую спасательную лодку — в идеале. Но в следующий раз перед полётом внимательно ознакомьтесь с инструкцией по безопасности. Если фигуры пассажиров на инструкции плавают рядом с лодкой или надувным трапом, держась одной рукой за борт, а не сидят в нём, то ваш трап просто опрокинется, если кто-то попытается забраться внутрь. По закону большинство воздушных судов должны быть оснащены только аварийными трапами для того, чтобы было просто выбраться на землю.
Кроме того трап-плот тяжелее, чем простой надувной трап, и нести так много лишнего веса самолётам, летающим преимущественно над сушей, невыгодно. Даже если самолет падает недалеко от береговой линии, спастись всё равно проще, чем в открытом море. Но есть и хорошая новость — в трансатлантических рейсах у самолётов на борту всегда есть полноценные надувные лодки.

7. Панику можно вызвать с помощью взятки

10 секретов современных авиалайнеров
После громкой аварии в Манчестере, в которой погибло много людей, исследователи решили понять, почему это произошло — спастись должно было гораздо больше. Однако вскоре исследователи столкнулись с препятствием — во всех моделируемых ими ситуациях пассажиры были спокойны и вежливы, никто не паниковал, так что эвакуация проходила гладко. В реальной жизни людьми часто овладевает паника.
Надо было сделать так, чтобы люди сымитировали эту панику. Как? Очень просто: исследователи пообещали дать денег тем, кто выберется первыми. Совсем немного, порядка $30. Этого хватило, чтобы большинство средних людей начали толкаться и карабкаться по спинкам чужих кресел. Так исследователи получили свои данные, и они совпали с количеством реальных жертв — причиной высокой смертности была именно паника.

8. Портативные электронные устройства не оказывают никакого влияния на системы самолёта

10 секретов современных авиалайнеров
Здравый смысл восторжествовал: пассажирам во всём мире наконец разрешили пользоваться персональными электронными устройствами на большинстве этапов полёта. В некоторых случаях (плохая видимость, низкая облачность, туман) самолёты используют для навигации при посадке сигналы с земли, и есть теория, что мобильные телефоны мешают принимать эти сигналы, и самолёт может отклониться от курса.
Конечно, это веская причина отключить на время телефон, не так ли? Но в пользу теории нет никаких доказательств. И потом, неужели самолёт за несколько миллионов долларов можно так просто разбить с помощью мобильника? В общем, всё в порядке, не надо ничего отключать.

9. …но мобильные устройства пилотов действительно становились причиной чрезвычайных происшествий

10 секретов современных авиалайнеров
Это не означает, что мобильные телефоны никогда не становились причиной инцидентов с потенциальным летальным исходом. Чем ближе к аэропорту, а значит, и к земле, тем опаснее становится полёт. К сожалению, чем ближе к земле, тем больше вероятность, что мобильный телефон пилота вдруг зазвонит или начнёт вибрировать-то есть будет отвлекать пилота в критический момент.
Однажды пилот из-за телефона забыл выпустить шасси во время посадки. Другой самолёт едва успел взлететь — пилот из-за звонка мобильного телефона отвлёкся и мог не успеть выполнить маневр.

10. «Минимум топлива» — это не так страшно, как кажется

10 секретов современных авиалайнеров
Вероятно, вам будет не слишком приятно узнать, что подавляющее большинство современных авиакомпаний заправляют самолёты минимальным количеством топлива — если в баке топлива больше, чем необходимо для полёта, то самолёт и расходует его больше, просто чтобы долететь из точки, А в точку B. Больший вес — больше работы для двигателей. Да и полёт становится дороже.
Но «минимум топлива» не означает, что в самолёте топлива ровно столько, чтобы хватило для перелёта между пунктами отправления и назначения. Согласно международным правилам авиации, на борту должно быть топливо для полёта и «свободное» топливо (количество — 3–5% от необходимого). Его используют в случае утечки или для перелёта от точки B до точки C, если в B по каким-то причинам сесть невозможно. Как правило, его хватает ещё на 30 минут полёта.

Приглушенный свет в самолете нужен для подготовки к эвакуации

Когда самолет приземляется ночью, включается тусклое освещение, чтобы подготовить пассажиров к эвакуации. Ваши глаза привыкнут к темноте, и вы будете лучше видеть вне самолета.

Вы можете разблокировать туалет снаружи

Механизм блокировки двери туалета, как правило, скрывается за значком «Не курить».  Нужно просто поднять откидную створку и подвинуть болт, чтобы разблокировать дверь.

Ваши одеяла никто не мыл, а на столике-подносе может остаться детская моча

Стюардесса бюджетной американской авиакомпании Southwest рассказала, что бесплатные подушки и одеяла после рейса просто складывают обратно, а не стирают или дезинфицируют.
Кроме того, на столиках-подносах для еды люди часто меняют подгузники детям, и столики после этого тоже не дезинфицируют. Если вы рассыпали на таком столике еду, дважды подумайте, прежде чем отправлять её в рот.
Этот факт подтвердила и другая стюардесса — в её авиакомпании свежие подушки и одеяла можно увидеть только на первом рейсе, утром. На всех последующих рейсах они просто убираются и снова выдаются, без стирки или дезинфекции. Что касается столиков, их просто моют один раз в день, чего явно недостаточно, если на таком столике побывал использованный подгузник.

Капитан может арестовать вас в полете

Когда дверь самолета закрывается, капитану воздушного судна даются неограниченные полномочия. Он может арестовать пассажира, выписать штраф и даже принять последнее желание умирающего человека.
Конечно, у нет полного юридического права арестовать кого-то, но он может ограничить вашу свободу на борту самолета и передать в руки властей после приземления. То есть, непосредственно арест произведет полиция, тем не менее, на борту вы будете ограничены в передвижениях.

Вас могут перевести в первый класс после взлета

Стюардессы могут перевести человека в бизнес-класс после того, как двери самолета закрываются. Конечно, это происходит не так часто, поскольку иногда им надо сдавать отчеты о таких событиях и причинах.
Но всё же, люди, заплатившие за эконом, иногда летят первым классом. Чаще всего это хорошо одетые, симпатичные люди, беременные женщины, очень высокие пассажиры, и, разумеется, друзья и знакомые стюардесс.

Пилоты могут уснуть во время полета

Около 43-54% пилотов, работающих в Великобритании, Норвегии и Швеции признались, что засыпали во время управления пассажирским самолетом.
Опытная стюардесса Трэйси Кристоф рассказала, что, во время длительных полетов, пилотам назначается время для отдыха, когда управление берет на себя второй пилот.
Как бы то ни было, пилоты, участвующие в опросе, признались, что они заснули невольно, то есть, не во время положенного отдыха. Звучит страшно.

Люди крадут спасательные жилеты

Иногда пассажиры крадут спасательные жилеты, размещенные напротив или под сидением. Они забирают жилеты в качестве сувениров, хотя это является серьезным и наказуемым нарушением.
Как бы то ни было, в течение дня наличие спасательных жилетов не проверяется перед каждым рейсом. Поэтому перед полетом стоит проверить самостоятельно, есть ли у вас спасательный жилет, и, в случае его отсутствия, сообщить об этом стюардессе.

В самолете есть специальные ручки на тот случай, если стюардессу выталкивают из самолета

В следующий раз, когда вы окажетесь в самолете, обратите внимание на ручки на дверях внутри самолета. Для чего они предназначены? Правильно, они выступают в качестве поручней, но для чего?
В случае эвакуации и паники на борту, когда стюардессы готовят дверь в самолет, пассажиры, в панике желающие покинуть самолет как можно скорее, могут столкнуть стюардессу с пути, просто вытолкнуть на посадочную полосу.
Поручень нужен для того, чтобы она удержалась и осталась на борту самолета.

Вы можете попросить целую банку кока-колы

Если вас мучает жажда, вы можете получить больше, чем немного содовой. Просто вежливо попросите стюардессу принести вам целую банку колы, и, скорее всего, она будет рада помочь.

Иногда стюардессы не подают ужин, надеясь, что вы уснете

На ночных рейсах стюардессы иногда оттягивают момент подачи еды настолько долго, насколько это возможно. Они надеются, что пассажиры уснут, и им не придется возиться с подачей еды.

Не стоит даже прикасаться к воде в самолете

Никогда не пейте воду в самолете, если она не из бутылки. Лучше даже не трогайте её. В портах очистка туалета и заливка чистой воды производится практически рядом, а иногда и то и другое вообще делает один служащий.
Процесс пополнения водных запасов может отличаться в разных авиакомпаниях, однако настораживает одно исследование, проведенное Wall Street Journal.
В 2002 году были взяты образцы воды в 14 различных рейсах, и оказалось, что уровень бактерий в десятки, а иногда в сотни, раз превышает установленную норму для США.

Сотрудникам платят только тогда, когда самолет взлетает

Некоторые авиалинии платят своим сотрудникам только тогда, когда шасси отрываются от земли. Так что, часы задержки не оплачиваются, хотя иногда разница во времени, которое сотрудник проводит в воздухе и его реальным временем работы, включая задержки на земле, просто колоссальна. Для авиакомпаний это отличный способ сэкономить.
Конечно, так происходит не во всех авиакомпаниях, некоторые платят с того момента, как закрывается дверь самолета, и сотрудники получают оплату за часы, в которые самолет ожидает вылета.

Пилоты получают разную еду на случай отравления

В некоторых авиакомпаниях пилотам подается разная еда, которую они не могут разделить между собой. Это делается на тот случай, если что-то вызовет пищевое отравление.
В таком случае всегда останется второй пилот в полном здравии, который сможет нормально управлять самолетом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий