10 января 1863 года в Лондоне открылась
первая в мире линия метрополитена. За прошедшие полтора века этот вид городского транспорта стал вполне привычным в десятках стран.
Самая первая в мире линия. Лондонский метрополитен
Как уже упоминалось выше, первая в мире линия метрополитена была открыта в Лондоне в 1863 году. Длина этого пускового участка составляла всего 6 километров. На нем располагалось 7 станций. Изначально по линии ходили поезда на паровой тяге – дым сильно задымлял тоннели и мешал пассажирам дышать. Но в 1890 Лондонский метрополитен был электрифицирован.
Самая длинная подземная линия. Метрополитен Гуанчжоу
Самая длинная полностью подземная линия является частью метрополитена в китайском городе Гуанчжоу. Ее длина составляет 67,3 километра, а расположено на ней 28 станций. При этом ведутся активные работы по ее увеличению, да не на одну-две станции, а на десятки.
Самая короткая линия. Метрополитен Катании
Самая короткая в мире линия метро из тех транспортных систем, которые официально являются метрополитеном, а не подземным фуникулером, находится в итальянском городе Катания на острове Сицилия. Длина этой ветки из шести станций, пущенной в эксплуатацию в 1999 году, составляет всего 3,8 километра.
Линия под Босфором. Стамбульский метрополитен
Еще в середине 19 века появилась идея соединить европейский и азиатский берега Босфора подземным тоннелем. И только 29 октября 2013 года она была реализована. В этой день открылся 13,6-километровый тоннель Мармарай, превратившийся в отдельную ветку метрополитена Стамбула, соединяющую две долгое время автономные части подземки в этом городе.
Самая разветвленная линия. Лондонский метрополитен
Северная линия (Northern line) метрополитена в Лондоне является самой разветвленной в мире. При общей протяженности 58 километров она имеет целых четыре развилки, направляющие поезда в разные ответвления тоннелей.
Самая глубокая линия. Метрополитен Санкт-Петербурга
Географическое расположение российского города Санкт-Петербург, построенного на весьма заболоченной местности, стало причиной того, что метрополитен Северной столицы считается самым глубоким в мире (по средней глубине всех станций). Впрочем, самая глубокая станция на планете расположена не тут, а в Киеве (ст. «Арсенальная», 105,5 метров). В Питере же этот рекорд равен 86 метрам. Именно на этой глубине расположена станция «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии.
Самая надземная линия. Метрополитен Майами
Американский город Майами, как и российский Санкт-Петербург, расположен на болотах. Но создатели тамошнего метрополитена кардинально по-другому решили вопрос грунтовых вод. Они пустили поезда не под землей, а на нею, на эстакадах. Официально считается, что в этом метрополитене две линии: зеленая и оранжевая. Но фактически это одна, работающая по принципу вилочного движения.
Самая роскошная линия. Метрополитен Дубаи
Прошли времена, когда станции Московского метрополитена строились насколько шикарными и красивыми, что их сравнивали с дворцами. Сейчас куда более в чести прагматичность и функциональность. Но властям Дубаи чужда экономия. И потому не удивительно, что именно в этом городе появилась самая шикарная линия метро современности, станции на которой отделаны золотом, хрусталем, ценными породами дерева и прочими недешевыми материалами.
Линия метро от Нормана Фостера. Метрополитен Бильбао
В конце двадцатого века власти Бильбао в испанском автономном сообществе Страна Басков решили полностью изменить внешний облик своего города, пригласив принять участие в этом процессе крупнейших архитекторов современности. Здание Музея Гуггенхайма, к примеру, спроектировал Фрэнк Гери, аэропорт и мост через реку – Сантьяго Калатрава. А работа над метрополитеном была поручена Норману Фостеру. Он создал проекты станций, тоннелей и эстакад. Но больше всего жителей Бильбао впечатлили необычные павильоны входом в метро, прозванные по имени автора «фостеритос».
Подземный трамвай в районном центре. Кривой Рог
Трамвайные системы, маршрут которых частично проходит под землей, есть более чем в двух десятков городов по всему миру, к примеру, в Волгограде. Однако в украинском городе Кривой Рог она особенная. Ведь, в отличие от большинства других, путь этого трамвая нигде не пересекается с уличным движением – составы ездят по выделенной и огороженной линии, в которой 6,8 километра (из общей длины 18,7 км) и 4 станции (из 15) расположены под землей. На входах в этот метротрам висит типичная для метрополитенов большая буква «М». Криворожский подземный трамвай, кстати, стал единственным в СССР метрополитеном, построенным не в областном центре, а районном (Кривой Рог – 700-тысячный город в составе Днепропетровской области). В Днепропетровске, кстати, тоже есть свое метро, одно из самых коротких в мире (7,1 км).
Комментариев нет:
Отправить комментарий