Одним из самых известных рижских фонтанов является «Нимфа» в сквере у Национальной оперы, о ней и будет наш рассказ.
Не важно, стужа ли на дворе или жара, мимо «нимфы» сложно просто так пройти. У скульптуры дородной морской богини, поднявшей над головой огромную раковину, часто фотографируются не только туристы, но и сами рижане. Вокруг фонтана не затихает жизнь: на многочисленных скамейках вокруг всегда полно народу: влюблённые парочки, пенсионеры, мамочки с детьми. Каждый находит у фонтана что-то своё.
Надпись на фонтане
Если присмотреться, то с одной стороны видно, что фигура нимфы опирается на скалу, на которой выведено «A.Volz, 1888». Это марка замечательного рижского скульптора Августа Фольца, создателя прекрасной скульптуры фонтана. Её, как несложно догадаться, установили здесь в 1888 году, и с тех пор она не перестаёт радовать рижан. Глядя на эту подпись, невольно думаешь, как же автор придумал такую замечательную скульптуру? Как вообще рождаются такие шедевры? Что вдохновляет скульптора?
Август Фольц
Ответ на эти вопросы всегда может дать городской фольклор. Так, например, о «Нимфе» существует несколько легенд. Самая популярная из них гласит, что Фольцу для этой скульптуры позировала миловидная девушка. Скульптор влюбился в натурщицу и выразил свои чувства в этой скульптуре. Позднее он женился на ней и у них один за другим родились четыре ребёнка: три мальчика и одна девочка. Так эта скульптура стала символом любви скульптора к простой девушке. Стоит ли говорить, что девушка, по легенде, была латышкой. Увы, но это только легенда, хотя и не совсем далёкая от правды.
Семья Августа Фольца
Август Фольц в 1888 году уже был давно и счастливо женат на замечательной женщине по имени Мария. То, что брак был удачным, свидетельствовали их семеро детей: четверо сыновей и три дочери. Жили Август и Мария, как в сказке: тридцать лет и три года, а потом она умерла. Скульптор очень горевал по жене, но понимал, что его детям, особенно младшим, нужна мать и решился на вторую женитьбу. Его избранницей стала латышка Ольга Калнинь. Брак с ней тоже был счастливым, она подарила ему сына, а его детям стала настоящей матерью. Позднее Ольга разделила с Августом ссылку в город Цивинск во время Первой мировой войны и помогала ему и его детям вести дела его мастерской, когда они вернулись уже в свободную Латвию. Вместе с сыновьями Августа Фольца Ольга руководила мастерской и после смерти мужа в 1926 году. Все вместе они покинули Ригу в 1939 году, когда они, как этнические немцы, были вынуждены выехать на историческую родину.
Август и Ольга Фольц
История семьи Августа Фольца даёт нам ключ не только к разгадке легенды о фонтане «Нимфа», но и подсказывает нам, где искать её прототип. Ведь Август Фольц, несмотря на то, что большая часть его жизни прошла в городе на Двине, всю свою жизнь был подданным Германии. Он сам родился в прусском городе Магдебурге, а профессию скульптора получил в Берлине, столице Прусского государства. Так что его вполне можно назвать скульптором немецкой школы. В те времена, во второй половине XIX века, Пруссия была на подъёме: этому государству выпала честь встать во главе немецких княжеств и стать той силой, что умелыми руками канцлера Отто фон Бисмарка объединила Германию. Единая Германская империя изо всех сил старалась встать впереди других европейских держав. Во всех отраслях.

Триумф Галатеи, скульптура работы Ф. Мёста
Не было исключением и искусство. Немецкие скульпторы и спонсировавшие их промышленники искали новые формы, которые можно было бы использовать на благо родине. Так, в 1869 году владелец цементного завода Эйген Дикенгоф заказал у известного немецкого скульптора Фридриха Мёста скульптуру для фонтана. Мёст решил использовать в качестве прототипа известную фреску Раффаэля Санти «Триумф Галатеи», которая украшает одну из стен на римской вилле Фарнезина. Скульптор взял за основу одну из фигурных групп фрески и создал скульптуру морской богини верхом на сказочном тритоне, эдакой смеси между человеком, лошадью и рыбы.

Триумф Галатеи. Фреска работы Рафаэля Санти в Риме
Вообще имя Галатея более известно нам по произведению Жана-Жака Руссо о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую. Но, если быть точным, Руссо использовал в своём произведении имя прекрасной речной нимфы, дочери морского старца Нерея, Галатеи. По легенде она была возлюбленной циклопа Полифема, хотя сама любила простого пастуха Акида. Разгневанный Полифем убил соперника огромной скалой, а Галатея превратила кровь несчастного возлюбленного в горную речку. Сюжет этой трагической истории был весьма популярен среди художников и скульпторов разных времён.

Скульптура «Триумф Галатеи» сегодня
Скульптуру Галатеи работы Фридриха Мёста отличала и ещё одна деталь: над головой нимфа держала огромную раковину, которая и служила чашей фонтана. Галатею выполнили на заводе Дикенгофа из революционного в те времена материала: трамбованного бетона. Скульптура отправилась на всемирную выставку 1871 года в Вену, где произвела настоящий фурор. Справедливости ради стоит отметить, что все восхищались в основном техникой исполнения скульптуры, а не сюжетом, который запомнился в основном только скульпторам. Вскоре после выставки фигура заняла своё место подле герцогского дворца в немецком городке Карлсруэ, где благополучно сохранилась и поныне.
_b_125.jpg)
Фонтан «Мушельминна» в Гёрлице. Рисунок из журнала «Gartenlaube»
Так бы образ Галатеи с раковиной и пропал, но о нём вскоре вспомнил другой немецкий скульптор Роберт Тобернц. В 1879 году ему заказали скульптуры для оформления фонтана на одной из главных площадей города Гёрлица. Он создал сложную композицию, которую венчала скульптура женщины, поддерживающая огромную раковину над головой, а у пьедестала расположились четыре фигуры речных нимф, пастуха и охотника. Как и у Галатеи Мёста, огромная раковина гёрлицкого фонтана тоже служила чашей для воды. Все скульптуры для Тобернца выполняли в берлинских мастерских. В 1886 году фонтан был готов и его торжественно установили на одной из центральных площадей Гёрлица. Пресса того времени сразу же окрестила сооружение «самым красивым фонтаном Силезии», и его изображения разлетелись по всей Европе. Жители Гёрлица любовно называют свой фонтан «Мушельминна» (от немецкого слова «Muschel», раковина и уменьшительного от Вильгельмина). Скульптуру расплавили для военных нужд во время Второй мировой войны, и только в 1994 году её копия снова вернулась в Гёрлиц.

«Мушельминна» сегодня
Попал рисунок «Мушельминны» и в Ригу, и как раз вовремя: совсем недавно закончилось восстановление городского театра после опустошительного пожара 1882 года. Городская управа объявила, что будет приводить в порядок не только само здание, но и зелёные насаждения вокруг. Так перед зданием театра решили устроить небольшой бассейн с фонтаном. Обновление театра, однако, обошлось дороже, нежели планировалось. Денег на фонтан осталось совсем немного. Поэтому городские отцы решили взять за его основу подготовленную Августом Фольцем скульптуру морской девы с раковиной над головой, которая очень напоминала фигуру гёрлицкого фонтана. У ног рижской нимфы резвятся четыре малыша: три мальчика и девочка. Они играют с дельфинами и большой черепахой. Вода фонтана льётся не только из раковины, но и из пасти животных. Так в Риге и появилась наша родная «Нимфа». Скульптуру поместили в центре круглого бассейна, а её постамент оформили в виде каменной скалы.

Фонтан «Нимфа» в Риге
Поскольку денег было немного, рижскую «Нифу» выполнили в цинке. Это обстоятельство, с одной стороны оказалось выгодным, так, например, в 1915 году, когда эвакуировали все рижские памятники, «Нимфу» не тронули – ведь цинк никакой ценности не представлял. Правда, вскоре фонтан замолчал на долгих семь лет и лишь в 1924 году он заработал снова. Но время и вода сделали своё дело: цинк не выдержал, и скульптура стала деформироваться и терять вид, стали отламываться и исчезать отдельные детали. Но рижской «Нимфе» повезло. В 1986 году вслед за отцом-создателем Августом Фольцем у неё появилась мать-спасительница – талантливый скульптор Мирдза Лукажа. Она изготовила точную копию скульптуры в бронзе, а оригинал в разобранном виде переехал в Рундале.

Фонтан «Нимфа» в 1950-е годы
Несмотря на то, что фонтан «Нимфа» находится в самом центре города, он не раз подвергался атаке вандалов. Так, в середине 90-х они лишили одного из мальчиков трезубца, который тот держал в руках, а затем исчезла и удочка из рук второго. Слава Богу, что никому не пришло в голову утащить огромную раковину, уж больно крепко держит её наша нимфа. Но и, несмотря на это, скульптура всё так же хороша, как и сто лет назад. Недаром многие рижские филокартисты утверждают, что «Нимфа» вместе с Национальной оперой являются самым частым мотивом для рижских почтовых открыток.
Фонтан «Нимфа после последней реставрации
Вот такая история у нашей рижской «Нимфы». Её прекрасный лёгкий, грациозный образ пришёл к нам с берегов Тибра из вечного города, где бьют прекрасные фонтаны мастеров с мировым именем. Её автор, талантливый рижский скульптор, создал для нашего города прекрасную статую в лучших традициях немецкой скульптуры, а прекрасный латышский скульптор сохранил её образ для нас и наших потомков. В следующий раз, когда будете проходить мимо, прислушайтесь, может быть, она расскажет вам что-нибудь ещё ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий